-Если ребенок ослушался, стоит его наказать. Но наказание должно иметь воспитательную ценность, не навредить физическому и душевному развитию ребенка.
- Возникло сомнение в эффективности наказания, лучше не наказывать. Наказание «на всякий случай» никакой пользы не принесет.
-Решили наказать, за один раз наказание должно быть только одно. Пусть проступков было много, но наказание — одно. Возможно очень строгое.
- Нельзя наказывать ребенка, лишая его любви и уважения. Похвалите его за попытки исправиться, за пусть даже маленький, но «правильный» шажок.
-Если своевременно не сумели наказать за проступки, не вспоминайте об этом, не наказывайте за прошлые непослушания ребенка. Это приведет к формированию у ребенка чувства постоянной вины.
-Наказали и забыли об этом. Не мешайте ребенку начинать все с чистого листа.
-Никогда не унижайте ребенка. Не показывайте свою силу, а его слабость. Чувствуя себя униженным, ребенок ожесточится, и наказание сделает свою отрицательную работу: на его душе останется рана от несправедливого наказания.
-Не надо наказывать трудом, т.е. заставлять читать книгу, убираться по дому, выносить мусор, сходить в магазин за продуктами. Все это приведет к воспитанию у него отвратительного отношения к труду, возможно и к жизни.
- Не сравнивайте ребенка с кем-либо. Не говорите ему, что вот его друг такой хороший, а он — совсем противоположный. Такие сравнения травмируют душу ребенка, формируют чувства неуверенности в себе.
-Не допускайте резкого перехода от одной грани к другой: говоря о положительных качествах ребенка, не переходите резко к перечислению отрицательных черт характера, наказывать и баловать одновременно.
В каких случаях нельзя наказывать?
Не наказывайте и не ругайте:
-Если ребенок болен или еще не выздоровел после болезни…
-Во время приема пищи, перед умственным и напряженным физическим трудом, во время игр…
-Если ребенок перенес физическую или психическую травму: ударился, подрался, получил «двойку», незаслуженно его оскорбили, унизили, обязательно дождитесь пока пройдет боль от полученной травмы…
-Если ребенок не может справиться со своими проблемами: постоянная боязнь, невнимательность, нерешительность, т.е. в тех случаях, когда « все из рук валится»…
-Если вам непонятно состояние ребенка…
-Если сами уставшие, разгневанные, огорченные, раздраженные…
-Наказывая ребенка, не трогайте его личность. Говорите «ты нехорошо поступил», « ты жестоко обошелся» в место « ты нехороший», «ты жестокий»