Одной из форм организации свободного времени является отдых на природе, что побуждает ребенка к активной деятельности и дает ему возможность всесторонне наблюдать и осмысливать различные явления природы. На природе, в свободной, раскованной обстановке общения ребенка со своими друзьями, взрослыми, отношении к растительному и животному миру, вы, родители, лучше сможете узнать своего ребенка.
С умения чувствовать красоту скромного пейзажа, бесконечность степного пространства или заснеженных горных вершин начинается чувство прекрасного. Природа имеет большие познавательные возможности: безмерного расширения кругозора ребенка, формирования умения сравнивать и сопоставлять, выявлять закономерности, делать выводы.
Природа способствует развитию речи детей. Чем больше видит и понимает ребенок, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со своими друзьями, лучше входит в контакт с взрослыми.
Систематические целенаправленные наблюдения за явлениями живой и неживой природы помогают планомерно формировать в сознании ребенка основы мировоззрения. Прогулки на природе, семейные туристические походы могут стать для детей школой любви и бережного отношения к природе. Ребенку нужно доказать, что идя по лесу бесшумно, можно увидеть и услышать много интересного. Вместо того, чтобы постоянно сдерживать и успокаивать его. Дети обладают большим запасом энергии и должны быть физически активными, им необходимо бегать, прыгать, играть в футбол и т.п. Пусть двигаются столько, сколько могут.
Ребенка надо научить грамотно ставить палатку в лесу, правильно разжигать и гасить костер, не нанося ущерба природе. И не забывайте, что все дети — большие подражатели. Подражание является важным моментом в воспитании. Оно помогает в развитии трудолюбия и самостоятельности. Подражая взрослым, дети считают себя полноправными членами семьи и становятся более ответственными. Позволяйте ребенку помогать ловить рыбу, собирать и чистить грибы, варить уху на огне …Это поможет ему правильно оценивать окружающий мир, воспитает любовь к труду, поможет вам, родителям, установить хорошие отношения с малышом.
Помните еще и о том, что на природе лучше играется, а игра — это один из основных видов деятельности ребенка. Большое благо, если человек может трудовые обязанности превращать в увлечение. А начинается все с детства. Важным признаком детской игры является глубокое увлечение, когда ребенок отдается ей полностью. Бывает, что, играя, ребенок забывает обо всем — о еде, сне, окружающих, реальной жизни. В такие минуты он живет в другом мире. К тому же на такой восторг накладывается эмоциональное наслаждение, ведь игра для сына или дочки – это очень приятное занятие. Поэтому не следует удивляться, если ребенок злится, нервничает, когда вы неосторожно нарушили его игру, прервали то, что в его фантазии должно было продолжаться, поломали созданные в его представлении произведения или конструкции. Происходит столкновение двух миров, двух представлений серьезности дела. С точки зрения взрослых, ребенок «лишь» играет и сейчас должен заняться более серьезным делом. А с точки зрения ребенка, он выполняет работу, которая ему очень нравится, и прежде чем заняться другим делом, она должен ее доделать. Поэтому никогда не нужно отрывать сына или дочь от игры и сразу, лучше заранее предупредить, что через несколько минут необходимо сделать что-то другое. Дайте время внутренне подготовиться к окончанию игры и помогите спокойно перейти от одного вида деятельности к другому. Такой переход будет объективно необходимым и полезным, если новое представить как интересную и очень серьезную игру. Чему же дети учатся в игре? Прежде всего, в игре ребенок с раннего возраста открывает мир, знакомится с вещами, их качеством и назначением.
Часто при подготовке к прогулке на свежем воздухе, особенно в прохладную погоду, родители сталкиваются с нежеланием ребенка одевать теплые вещи. Не следует каждый раз повторять, что на улице холодно — малыш может определить это и сам. Нужно договориться: если столбик термометра опустится ниже выбранной отметки, то теплые вещи одевать обязательно. Теперь ребенок будет чувствовать себя участником важного мероприятия и удовлетворено делать все, что нужно. Люди не любят, когда их принуждают, но участие и заинтересованность в деле меняют их отношение к проблеме на положительное.
А теперь обратим внимание на отношение ребенка к животным. О том, что ребенку полезно заботиться и любить кого беззащитного, всем известно. Но часто дети боятся животных. Для большинства детей этот страх инстинктивный. Чаще всего он возникает, если в раннем возрасте ребенка напугала собака или любое другое животное, или если родители говорили, что животные кусаются или наносят другой вред маленьким детям. Решить эту проблему можно, подарив ребенку какое-то животное. Если это невозможно, то необходимо разрешить ребенку играть с соседскими животными.
Люди будущего должны заботиться об экологии окружающей среды. Сегодня мы должны научить ребенка любить природу, уважать и беречь ее. В этой связи важное значение приобретает народный опыт освоения окружающего мира, общения с природой. Наши предки почитали наименьшее насекомое, былинку, умели обратиться по имени к духам земли, воды, а если брали что у природы, то всегда возвращали ей.
При ознакомлении детей с природой целесообразно проводить следующие упражнения: игры звуками — подражание голосам птиц и животных; рисование деревьев, цветов, птиц, того, что больше всего понравилось ребенку. Во время прогулки уместно знакомить детей с растительным миром. В частности, проводя игры вроде «Поговори с деревом», можно построить диалог, в котором определить, что ребенок знает о данном дереве, дополнить его знания, подкрепляя сказанное наблюдениями.