Мария Монтессори жила в XIX веке в Италии и работала врачом. Основу своей теории и системы развития детей она заложила в то время, когда работала с детьми, отстающими в развитии и страдающими слабоумием. Постепенно, получая результаты применения своего обучения, стало понятно, что те дети, которые считались ограниченными в развитии достигали больших результатов в обучении, чем нормальные дети, но которые занимались по традиционным методикам.
Пожалуй, это единственная из теорий о раннем развитии, которая действительно прошла проверку временем. Сейчас многие родители покупая развивающие игрушки для своих детей в магазине, впоследствии с удивлением понимают, что при их разработке использовались многие подходы свойственные системе Монтессори. Многие преподаватели в начальной школе и воспитатели детских садов используют приёмы данной теории.
«СВОБОДА» — это ключевое слово в развитии, согласно Монтессори. Это значит, что ребёнка нельзя заставлять насильно что-то делать и нельзя лепить из него какой-то определённый образ. Мы все (родители, воспитатели и т.д.) лишь его помошники в развитии, но не жёсткие диктаторы. Ребёнок родился именно для того, что прожить свою жизнь самостоятельно. Она не будет похожа на какую-то другую и будет только его.
Монтессори говорила о том, что развитие ребёнка происходит через опыт, через проживание. Когда перед ним каждую секунду стоит ВЫБОР. Если ограничить его и делать выбор за ребёнка, то в итоге вырастет совсем не та личность, которая могла бы в итоге сформироваться. Это ЗАКОНОМЕРНОСТЬ для ребёнка: делать ВЫБОР и после этого получать ПОСЛЕДСТВИЯ, после которых опять приходится делать ВЫБОР. В итоге непрерывная система развития, в основе которой лежит САМОВОСПИТАНИЕ, САМООБУЧЕНИЕ и САМОРАЗВИТИЕ.
Для гармоничного и правильного развития ребёнка его нужно поместить в соответствующую РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ, в которой есть всё необходимое для правильного обучения ребёнка. Монтессори создала большое число специальных игр и приспособлений, которыми в том числе и оборудуется личное пространство ребёнка.
Развитие ребёнка происходит в 5 основных областях, таких как родной язык, сенсорика (органы чувст), математика, жизненная практика и космическое воспитание.
Стоит специально отметить, что для воспитания ребёнка подобным образом, совсем не обязательно отдавать его в специальный детский сад или группу, работающую по системе Монтессори. Все рекомендации и советы, которые существуют в данной теории, — просто, логичны и выполнимы любыми родителями.