Помочь каждой личности развить способности, определить пути их выявления — важнейшая задача в развитии и воспитании ребенка. Мы говорим о способностях, которые выявляются в определенных видах деятельности: литературно — музыкальной, театральной, организаторской, художественно-графической, математической…
Ребенок, обладающий математическими способностями, легко воспринимает научно — теоретические знания, склонен к математическому анализу, обладает логическим мышлением, у него развито пространственное воображение.
Дети с художественно- графическими способностями могут легко и быстро устанавливать пропорции предмета. Им присуща неординарное мышление, творческий вымысел, и ярко выраженная зрительная память.
Музыкально-одаренные дети обладают уникальным слухом: у них повышенное любопытство к любым звучащим инструментам, легко запоминают все мелодии, иногда петь начинают раньше, чем говорить.
Дети способные к организаторской деятельности отличаются быстротой реакции в различных ситуациях, легко вступают в контакт со всеми, обладают гибкостью ума и умением вызвать доверие к себе.
По своей природе дети неодинаковы. У них разные природные задатки, разный уровень развития и условия жизни. Было бы глупо призывать, чтобы у всех детей были одинаковые физические способности. Важнейшей задачей педагогики является выявление, раскрытие и всестороннее развитие способностей каждого ребенка.
Дети, обладающие высоко развитыми способностями, отличаются и своим поведением. У некоторых, благодаря развитым способностям, легко формируется привычка систематически и целенаправленно трудиться. Такие дети в любой ситуации чувствуют себя раскрепощено и свободно. Бывает и другое: природные задатки повышают самооценку, эгоистическое «я», эти так называемые «гении» относятся пренебрежительно ко всем тем, кого они считают менее успешными и слабыми. Бытует мнение, что угодничество и коварство – участь малоспособных, слабых детей. Среди одаренных можно встретить сколь угодно детей, предпочитающих упорному систематическому труду лицемерие, угодничество, и даже коварство, лишь бы самоутвердиться какой бы-то не было ценой. В школьной практике немало таких отличников и активистов, которых окружающие дети избегают и не любят. Отсюда можно сделать важный вывод: несмотря на выдающиеся способности, необходимо научить ребенка трудиться в поте лица, быть организованным, уметь разглядеть свое будущее и стремиться к нему. Немаловажным является и то, чтобы ребенок рос доброжелательным, порядочным, и умеющий сострадать за ближнего.